Комсомольское рождество. Кадр кинохроники, январь 1923 года
"Мне вспоминается теплый синий вечер, полный многоголосого шума. Любимое место Москвы, которое на тогдашнем «телеграфном» языке молодежи называлось: «Твербуль у Пампуша» (Тверской бульвар у памятника Пушкину). Церковный благовест. Слабый запах весны.
Только что мы устроили у себя в студенческом общежитии роскошный пир: в складчину купили на два миллиона рублей селедок, на миллион заварку чая, на три миллиона белого хлеба. Пир на весь мир в честь того, что отступление окончено и дальше назад мы не пойдем!
Счастливые и сытые сидим на Твербуле у Пампуша. С добродушным презрением посмеиваемся над проплывающими мимо нас нэпманами. Раскачиваемся в такт перезвону колоколов ближней церкви. Не стесняясь Пушкина, который глядит на нас с высоты своего величия, складываем строфы чего-то, что, как и «все церковное», именуем «акафистом»:
Радуйся диалектике Гегеля, тобой углубленной,
с головы на ноги установленной,
Радуйся, о Марксе, чудотворец великий!
Радуйся, Энгельс, брадатого Маркса вернейший сподвижник.
Радуйся ты, о Ильич, великий и мудрый,
к Октябрю нас победно приведший.
Нэп породивший, но нэпову скверну аду предавший.
Политически и поэтически весьма малограмотно. Но нашим чувствам вполне соответствует..."
Из очерка Е. Драбкиной «Зимний перевал 1968 года
Эти вирши всплыли зимой 1923 года: 6-7 января были устроено комсомольское рождество. На сочельник было ночное шествие, началось оно на Петровке, далее по Б. Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции. Помимо антирелигиозных плакатов в процессии был и «комсомольский поп», который пел этот «акафист» Марксу. Заключительным аккордом шествия было сожжение в костре около Иверской часовни икон и богослужебных книг.
Историк А.А. Слезин отмечает, что в понятие "комсомольское рождество" хронологически зачастую включали как католическое, так и православное Рождество, а также новогодний праздник, святки, сочельник, коляду, Крещение.
На снимке с митинга молоденькая Елизавета Драбкина выглядывает с закрытыми глазами из-за плеча Свердлова, она работала его секретарем, 7 ноября 1918 года: